Министр финансов представил проект федерального бюджета на 2021-2023 годы в первом чтении

В своем докладе остановлюсь на ключевых целях и задачах бюджетной, налоговой политики и структурных приоритетах бюджета.

В 2021 году бюджетная политика будет нацелена на продолжение финансирования отдельных антикризисных программ, связанных с поддержкой граждан и отраслей в период восстановления экономики. Это с одной стороны. А с другой стороны, бюджет учитывает необходимые финансовые ресурсы для реализации национальных целей развития, которые поставил Президент РФ.

С точки зрения параметров бюджета 2021 год будет переходным. В этот период еще сохранится повышенный размер дефицита бюджета, который составит в следующем году 2,4% ВВП.

Дополнительные расходы предусматривается профинансировать за счет государственных заимствований. В последующие годы по мере восстановления экономики предусмотрена нормализация бюджетной политики. В 2022 году мы выйдем на обычные параметры расходов, заимствований в соответствии с бюджетными правилами.

В 2022 году расходы федерального бюджета предусмотрены даже на более высоком уровне, чем это было предусмотрено в трехлетке, которую принимали годом ранее.

С учетом увеличения государственных заимствований, в этом году и в переходный период 2021 года уровень госдолга увеличится с 13% до 20 – 21% в 2023 году.

Сохранение динамики государственного долга вблизи этого уровня важно с точки зрения оценки страновых рисков и уровня долгосрочных процентных ставок в экономике. Они должны сохраняться на низком уровне.

Структурные приоритеты бюджета. Задача состоит в том, чтобы содействовать достижению национальных целей развития, поставленных Президентом. На ее решение поставлены меры как налоговой политики, так и изменение структуры и повышение результативности расходов.

Налоги. Меры налоговой политики нацелены на осуществление маневра путем снижения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, IT-отрасль с одновременным увеличением налогообложением сырьевого сектора.

По МСП принято решение о снижении вдвое страховых взносов. Это позволит оставить у малых предпринимателей полтриллиона рублей, что повысит их конкурентоспособность по сравнению с другими секторами экономики. Кроме того, это дополнительный стимул работать малым и средним предприятиям в белую.

Для IT-отрасли предусмотрено снижение страховых взносов с 14% до 7,6% и налога на прибыль – до 3%. Это сделано для того, чтобы создать благоприятные условия для наших IT-специалистов, создать возможности для возвращения в нашу страну тех специалистов, которые ранее сочли наши условия менее привлекательными, чем в других странах. Теперь они будут конкурентоспособными, и мы надеемся, что наша IT-отрасль получит дополнительный стимул для развития.

Одновременно предлагается целый комплекс решений справедливого изъятия природной ренты. Остановлюсь на этом.

Предлагается пересмотреть налоговые льготы по добыче нефти, отменить льготы по добыче с выработанных участков недр с предоставлением права перехода на использование режима НДД. Предлагается отменить льготу по добыче и экспорту вязкой/сверхвязкой нефти и льгот по экспорту нефти с отдельных участков недр. Предлагается изменить параметры режима НДД, предполагающие восстановление доходов бюджета до уровня, предусмотренного при введении такого режима, а также целый ряд других изменений.

Коснутся изменения и налога на добычу отдельных твердых полезных ископаемых. Предусмотрено выравнивание ставок НДПИ на твердые полезные ископаемые, которые в настоящее время находятся на беспрецедентно низком уровне. Их размер составляет 1% и менее от выручки. Мы предлагаем увеличить в 3,5 раза эти ставки.

Новацией также являются меры по деофшоризации, которые создадут условия для возврата бизнеса в российскую юрисдикцию. Речь идет о пересмотре соглашений с отдельными странами в части налогообложения дивидендов и процентов – повышение с 5% до 15%. А также предоставление возможности ежегодно уплачивать фиксированный налог в размере пяти миллионов рублей с доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний без декларирования таких доходов.

Изменены и подходы к уплате НДФЛ. Мы об этом много говорили. Речь идет о повышении справедливости налогообложения доходов граждан, которые имеют высокий уровень доходов.

Кроме того, предусмотрены стимулы для развития нефтегазохимии. Предусмотрен отрицательный акциз на сырье для новых проектов с глубокой переработкой, а также возможность заключения инвестиционных соглашений.

В целом, что важно, все эти изменения носят нейтральный характер для бюджета. Те снижения налогов, которые происходят, компенсируются повышением налогов на сырьевой сектор. Таким образом мы стимулируем улучшение структуры экономики в целом.

Теперь о расходах. В структуре расходов предусмотрен значительный рост финансирования нацпроектов и мер по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. В 2021 году объем расходов по финансированию национальных проектов составит 2,2 триллиона рублей и увеличится примерно на 15%. Каждый год расходы по нацпроектам будут возрастать и в 2023 году составят 2,8 триллиона рублей.

В полном объеме учтены расходы и на Послание Президента Федеральному Собранию. Их объем предусмотрен в размере от 1 триллиона рублей до 1,2 триллиона рублей в 2023 году.

Проект бюджета учитывает финансирование национальных целей и, соответственно, финансирование национальных проектов как инструмент для реализации национальных целей развития. Я хотел бы остановиться на каждой из этих национальных целей. Их пять.

Первая цель предусматривает «сохранение населения, здоровья и благополучия людей». Основной акцент сделан на мерах по снижению бедности. Ресурсы сконцентрированы на поддержку наиболее уязвимых слоев населения. Речь идет об учете дополнительных ресурсов на повышение пенсий пенсионерам выше инфляции. На 6,3% будет рост пенсии. Инфляция на следующий год прогнозируется на уровне 3,7%.

Низкооплачиваемые работники увеличат свои доходы за счет более высокого МРОТ, который будет считаться по новой формуле. Рост МРОТ в следующем году предусмотрен на уровне 5,5%.

Поддержка малоимущих граждан. Предусмотрены дополнительные ежемесячные выплаты малоимущим гражданам с детьми до семи лет. В бюджете на 2021 – 2023 годы предусмотрено около 400 миллиардов рублей ежегодно на поддержку этих категорий семей. Конечно, это внесет свой вклад в задачу снижения уровня бедности.

Кроме того, предусмотрено увеличение величины прожиточного минимума, который будет расти соразмерно доходам работающих граждан. А от этого, соответственно, будут считаться и меры социальной поддержки, которые привязаны к показателю «прожиточный минимум».

Предусмотрены меры и по содействию рождаемости. Будет проиндексирован маткапитал. С 1 января следующего года сумма материнского капитала увеличится почти на 23 000 рублей и составит 639 432 рубля. Сумма выплат при рождении первого ребенка возрастет на 17 000 рублей и составит почти 484 000 рублей.

Продолжится программа создания новых мест в дошкольных учреждениях для детей до трёх лет. На эту задачу предусмотрено около 34 миллиардов рублей.

Предусмотрены также меры по поддержке и развитию системы здравоохранения. Общий объем расходов бюджетной системы на здравоохранение увеличится по сравнению с 2019 годом и составит 3,8% ВВП. Мы сравниваем с 2019 годом, потому что в 2020 году принимались экстраординарные меры по поддержке системы здравоохранения, которые носят разовый характер.

С 1 января 2021 года будет запущена программа модернизации первичного звена. На эту цель предусмотрено 90 миллиардов рублей. В целом на программу учтены почти полтриллиона рублей, из которых 50 миллиардов будут профинансированы за счет региональных бюджетов. За счет этих средств будет произведен ремонт и строительство больниц, поликлиник, ФАПов. Безусловно, это скажется и на качестве оказания медицинских услуг населению.

Особо хотел бы остановиться на лечении и реабилитации детей с тяжелыми редкими орфанными заболеваниями. В этих целях в соответствии с поручением Президента сконцентрированы ресурсы в размере 60 миллиардов рублей, полученные от повышения ставки налога на доходы физических лиц. Эти средства целевым образом будут направлены на лечение детей, закупку дорогостоящих медицинских препаратов, изделий, проведение высокотехнологичных операций.

Вторая национальная цель – это «создание возможности для самореализации и развития талантов». Для реализации этой цели реализуется несколько национальных проектов – это «Образование», «Наука», «Культура», а также соответствующие государственные программы.

С 1 сентября текущего года заработала программа обеспечения горячим питанием учеников начальной школы. И в этой связи более 7 миллионов детей будут обеспечены бесплатным горячим питанием. В 2021 году на эти цели предусмотрено около 60 миллиардов рублей, то есть все субъекты Российской Федерации, все школы смогут получить необходимую поддержку, для того чтобы дети младших классов имели горячее питание.

В 2021 году на создание новых школьных мест будет выделено почти 77 миллиардов рублей, а с сентября этого года классные руководители получают ежемесячно федеральную надбавку в сумме 5 тысяч рублей. Также эти меры в полном объеме обеспечены финансированием, на это выделено 75 миллиардов рублей ежегодно.

Высшее образование также получит дополнительный ресурс, уже в текущем году из бюджета выделены средства для создания дополнительных 11,5 тысяч мест в вузах, в общей сложности 60% выпускников школ России получат возможность учиться в вузе за счет государства. В следующем году число бюджетных мест в вузах увеличится еще на 33 тысячи человек.

Третья национальная цель – это достижение «комфортной и безопасной среды для жизни». Здесь несколько национальных проектов — это «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные дороги».

Одна из основных задач – это доступность ипотеки, снижение ставки ипотечного кредита. Будет продолжена программа 6,5% стоимость ипотечного кредита в течение первого полугодия. Кроме того, более быстрыми темпами будет реализовываться программа и обеспечение населения нормальным жильем, ликвидация аварийного жилья.

Четвертая национальная цель – это «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». Два национальных проекта – «Международная кооперация и экспорт» и «Поддержка МСП».

По первому национальному проекту предусматривается почти 500 миллиардов рублей на реализацию этого проекта, с тем чтобы помочь нашим экспортерам поддержать гибкую линейку финансовых инструментов поддержки экспорта.

Что касается МСП, то в первую очередь ресурсы будут сконцентрированы на льготных кредитах, таких кредитов получат малые и средние предприниматели на сумму более 700 миллиардов рублей.

Следующая цель, пятая – «развитие цифровизации». Развитие цифровизации будет происходить как за счет налоговых изменений, о которых мы говорили, так и за счет прямой государственной поддержки. Более 500 миллиардов рублей на эти цели заложено в следующей трехлетке.

Уважаемые депутаты! В настоящее время происходит завершение работы над уточнением национальных проектов. Задача, поставленная Президентом – до 30 октября завершить работу по корректировке национальных проектов. В этот же срок Правительством будет сформирован проект единого плана по достижению национальных целей, который содержит меры по декомпозиции национальных целей на конкретные факторы их достижения, и соответственно отсылку их к национальным проектам и государственным программам. И в этой связи ко второму чтению законопроекта Правительством будет предложен пакет поправок, уточняющий структуру и параметры финансового обеспечения национальных проектов и отдельных государственных программ.

Следующий вопрос, на котором хотелось бы остановиться, уважаемые депутаты – это межбюджетные отношения, это финансы субъектов Российской Федерации. В целом общий объем межбюджетных трансфертов, несмотря на все сложности с бюджетом, не сокращается, а увеличивается в следующем году и составит более 2,8 триллиона рублей с ростом на 2,5% в соответствии с действующими параметрами бюджета, которые принимали в трехлетке годом ранее.

Важно, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, основной межбюджетный трансферт, не сокращается, и составит почти 718 миллиардов рублей. Также мы предусматриваем дополнительные меры по сбалансированности бюджетов регионов. Часть из этих мер мы уже рассмотрели на трехсторонней комиссии, распределили 90 миллиардов рублей, и еще оставили задел в сумме 100 миллиардов, для того чтобы оказать поддержку субъектам Российской Федерации в ходе их исполнения бюджетов в следующем году.

Новацией следующей трехлетки будет то, что мы предусмотрели дополнительные меры по стимулированию регионов в достижении национальных целей и участия в национальных проектах. Меры грантовой поддержки в сумме 35-50 миллиардов рублей в последующие годы предусмотрены в бюджете для стимулирования субъектов Российской Федерации, достигающих соответствующих показателей национальных целей развития.

Важно также, что по предложению регионов мы продлили на следующий год целый ряд мер, которые были введены в текущем году как меры по поддержке управления бюджетными ресурсами. Что это за меры? Мы предлагаем сохранить в 2021 году возможность превышения предельного объема долга и дефицита бюджетов на величину средств, направляемых на предотвращение ухудшения экономической ситуации в субъектах Российской Федерации. И что важно –на меры, которые учитывают участие в национальных целях, в национальных проектах со стороны субъектов Российской Федерации, тоже предусмотрена возможность увеличения расходов и соответственно увеличения дефицита бюджетов регионов.

Также предусматривается введение упрощенного порядка внесения изменений в бюджет без внесения поправок в закон о бюджете. Такая мера действует в текущем году, и мы предлагаем ее сохранить на предстоящий период.

В целом участие субъектов Российской Федерации в национальных проектах характеризуется цифрами, которые мы предоставляем регионам в виде межбюджетных трансфертов. Эта сумма составляет около 700 миллиардов рублей ежегодно. Поэтому субъекты так же, как и в текущем году, будут активно вовлечены в реализацию и национальных целей, и национальных проектов.

Уважаемые депутаты! В следующем году от преодоления последствий пандемии мы должны возвратиться к проектам развития и сосредоточиться на достижении национальных целей. Главная задача – это восстановление и рост реальных доходов населения, снижение бедности, обеспечение здоровой и комфортной жизни наших людей. Бюджетная политика настроена на решение этих ключевых задач, поставленных Президентом в качестве основных национальных целей развития.

Спасибо за внимание.

3 thoughts on “Министр финансов представил проект федерального бюджета на 2021-2023 годы в первом чтении

  1. – Учитывая высокую социальную значимость этих вопросов для региона, председатель Комитета Совета Федерации Олег Мельниченко обратился к министру финансов РФ Антону Силуанову с просьбой рассмотреть вопрос о включении мероприятия по строительству пристройки к окружной больнице в федеральную адресную инвестиционную программу на условиях софинансирования. И, соответственно, необходимо рассмотреть и вопрос о внесении поправок в бюджет на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Ранее губернатор НАО Юрий Бездудный также направлял соответствующее письмо в Министерство финансов РФ, – прокомментировал Денис Гусев. – В случае поддержки Минфина, бюджетные ассигнования поступят в Ненецкий автономный округ уже в следующем году. Сенатор от НАО Денис Гусев также отметил, что это важное решение, поскольку строительство данной пристройки позволит разместить там современный магнитно-резонансный томограф, необходимый для улучшения уровня здравоохранения Ненецкого округа.

  2. Ускорятся темпы реализации программы по переселению людей из аварийного жилья. В этом году мы дополнительно перечислим в фонд ЖКХ имущественный взнос в размере 50 млрд рублей, что было предусмотрено в 2022 году. То есть деньги начнут работать раньше, чем предусматривалось. А в 2023 году объем имущественного взноса будет увеличен до 100 млрд рублей. Ресурсы в бюджете есть. На развитие дорожной сети в ближайшие три года в федеральном бюджете заложено более 2,5 трлн рублей, а также, с учётом региональных дорожных фондов более шести. Средства пойдут на приведение в нормативное состояние дорог.

  3. В 2020 году мы все прекрасно видим, как изменились условия реализации экономической политики. Глобальные процессы, в связи с пандемией, безусловно, повлияли на экономику, финансы не только нашей страны, но и мира в целом. Меры, направленные на сдерживание распространения коронавирусной инфекции, привели к беспрецедентному в послевоенное время сокращению экономической активности и в мире, и безусловно в нашей стране, вызвали падение сырьевых и финансовых рынков. Падение не только доходов бюджетов, но и населения. В связи с этим, экономическая и финансовая политика на 2020-2021 годы ориентирована в первую очередь на борьбу с распространением инфекции, преодоление последствий болезни, а также создание условий для стимулирования и восстановления экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *