О публикации РБК о дополнительной финансовой помощи регионам

Речь идет о статье «Регионы застряли в коллизии», в которой авторы РБК говорят, о, якобы, несправедливой компенсации выпадающих доходов регионам в условиях пандемии коронавируса.

В начале апреля текущего года Президент страны утвердил поправки в Бюджетный кодекс, которые разрешают регионам в 2020 году привлечь дополнительные заимствования на рынке, чтобы компенсировать выпадающие собственные доходы и профинансировать антикризисные расходы, связанные с пандемией новой коронавирусной инфекции.

Для компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов в результате пандемии Правительством РФ выделена дополнительная финансовая помощь.

В частности, в материале РБК приводятся слова главного научного сотрудника Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Натальи Зубаревич.

По ее мнению, распределение дополнительной финансовой помощи регионам на борьбу с коронавирусом осуществлялось не совсем справедливо. «Помощь распределялась неравномерно» — говорит Зубаревич.

«Например, Татарстану компенсировали все выпадающие доходы, Чечне — с избытком: потеряв около 0,5 млрд рублей, регион получил 8 миллиардов», — поделилась эксперт.

Министр финансов ЧР Султан Тагаев на своей странице в instagram назвал данную информацию — недостоверной.

По данным Султана Тагаева, объем дополнительных межбюджетных трансфертов Чеченской Республике в связи с пандемией составляет 2 млрд. 724 млн. рублей, из которых в форме дотаций в целях компенсации снижения налоговых и неналоговых доходов в 2020 году бюджету республики выделено только 667 млн. рублей.

По словам чиновника, делать такие громкие заявления, не имея подтверждения из официальных источников, «эксперту Зубаревич и тем более серьезному информационному изданию не к лицу».

5 thoughts on “О публикации РБК о дополнительной финансовой помощи регионам

  1. Не исключаю, что, внедряя сейчас бюджетные кредиты от региона региону, законодатели не столько занимаются антикризисным управлением, сколько создают механизм на будущее. С ним федеральному центру легче будет отказывать регионам в финансовой помощи. Правда, при введении кредитных схем, как показывает опыт, проблемы сами собой не решатся. Бедные субъекты Федерации вряд ли станут богаче. Финансовая зависимость регионов от центра тоже не ослабнет, а мечты о построении подлинного бюджетного федерализма в нашей стране уже не в первый раз придется отложить.

  2. На федеральном уровне бюджетные кредиты появились в 2007 году в качестве замены признанным неэффективными бюджетным ссудам. Фактически ссуды, имевшие возвратный, но беспроцентный характер, нередко списывались, становясь дополнительной формой финансовой помощи. Конструкция межбюджетных трансфертов, сформированная в то время, предполагала жесткость бюджетных ограничений и строгость взаимоотношений между федеральным центром, регионами и муниципалитетами. Бюджетным кредитам в этой системе отводилась небольшая роль: предполагалось, что они понадобятся в редких случаях временных кассовых разрывов или нехватки ликвидности, например, в начале лета, когда регионы тратятся на отпускные бюджетникам, или осенью, во время подготовки к отопительному сезону.

  3. На федеральном уровне бюджетные кредиты появились в 2007 году в качестве замены признанным неэффективными бюджетным ссудам. Фактически ссуды, имевшие возвратный, но беспроцентный характер, нередко списывались, становясь дополнительной формой финансовой помощи. Конструкция межбюджетных трансфертов, сформированная в то время, предполагала жесткость бюджетных ограничений и строгость взаимоотношений между федеральным центром, регионами и муниципалитетами. Бюджетным кредитам в этой системе отводилась небольшая роль: предполагалось, что они понадобятся в редких случаях временных кассовых разрывов или нехватки ликвидности, например, в начале лета, когда регионы тратятся на отпускные бюджетникам, или осенью, во время подготовки к отопительному сезону.

  4. Впрочем, такой богатый регион, как Москва, применяла подобные инструменты и ранее. Большие финансовые потоки на развитие транспортной инфраструктуры, коммунального хозяйства, компенсацию бесплатного провоза столичных льготников в электричках уже шли из столичного бюджета в Подмосковье. В отчетах об исполнении столичного бюджета можно найти сведения и о фактическом шефстве Москвы над Севастополем. В 2018 2019 годах за счет столичного бюджета финансировались строительство и обеспечение оборудованием социальных объектов, ремонтировались дороги еще в полутора десятков регионов. И это без учета прямых московских инвестиций, не отражавшихся в региональных бюджетах Примеров подобного взаимодействия других регионов пока не так много. Так, богатая Тюменская область в этом году предусмотрела финансирование строительства очистных сооружений в Курганской области, расположенной выше по течению реки Тобол.

  5. Еще до кризиса, летом 2019 года, в законодательстве появилась норма, позволяющая безвозмездную финансовую помощь одного региона другому. Речь о горизонтальных трансфертах в форме межбюджетных субсидий на уровне регионов или муниципалитетов. Михаил Комин и Виктория Полторацкая Ответственность вместо прав: привела ли пандемия к федерализации России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *